IMG_9620
12.11.2013, 09.00
«Кыргызстан и единое экономическое пространство: состояние и перспективы интеграции” – простые сложности.

12 ноября 2013 года в Бишкеке состоялся бизнес-форум «Кыргызстан и Единое экономическое пространство: состояние и перспективы интеграции». .  Крупное мероприятие стало площадкой для обсуждения актуальных вопросов по вступлению Кыргызстана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство.  Руководители  различных  министерств и ведомств, представители делового сообщества,  эксперты из Кыргызстана и Российской Федерации получили возможность в ходе живых дискуссий делиться опытом, обменяться мнениями, обсудить перспективы предстоящих перемен и принять рациональные решения по вопросам перехода к новому формату взаимодействия стран.

Руководство Кыргызстана  в апреле 2011 года озвучило готовность  присоединения к Таможенному союзу и, как следствие, войти в Единое экономическое пространство. Однако,  подготовить благодатную почву для безболезненного перехода к новому формату взаимодействия стран-участниц – это процесс трудоемкий, и требует немало времени и усилий. Оценить проделанную работу, риски и принять новые решения стало возможным на площадке форума.

Тему дискуссий задал первый вице-премьер-министр КР Джоомарт Оторбаев. Открывая форум, он напомнил присутствующим о том, «что решение о вступлении в Таможенный союз было принято в первую очередь для того, чтобы повысить уровень жизни населения нашей страны и ускорить развитие». По словам Оторбаева существующий неформальный закон говорит о том, что процесс немыслим без участия общества, которое в конечном итоге и дает добро на принятие тех или иных решений. В связи с этим политик поблагодарил организаторов форума, Кыргызско-Российский Экономический Совет, за возможность проведения ряда продуктивных дискуссий. «Гражданское общество ждет от нас продуманных решений, четких механизмов и действий, просчетов тех рисков, которые получает страна от этого шага» — сказал он.  «Мы определили свою позицию. Сейчас завершаем гармонизацию документов. Надеемся, что в декабре этого года «Дорожная  карта» будет утверждена. Одно из положений, которое мы хотим видеть в документе —  четко просчитанная тарифная политика»  — продолжил первый вице-премьер-министр. Заметив, что республика,  имея более низкий потенциал, нежели другие страны, берет на себя определенные обязательства. В связи с этим Кыргызстан рассчитывает на соблюдение ряда особых условий, в том числе и финансовую поддержку, чтобы избежать социальных проблем.

В свою очередь Председатель правления Кыргызско-Российского Экономического Совета Болот Абилдаев пояснил, что «нынешний форум — логическое продолжение состоявшейся в марте этого года конференции и несмотря на короткий срок, со стороны рабочей группы, комиссии и правительства проделана колоссальная работа. А результат нынешних дискуссий  — полное видение «Дорожной карты» и нашего места на ней».

Однако проделанная работа — вершина айсберга. Основная часть, практическая, впереди. Между тем Чрезвычайный и Полномочный  Посол РФ в КР Андрей Крутько, взяв слово, указал на то, что «жить в нашу эпоху самостоятельно экономически и политически невозможно». КР приняла принципиальное решение по присоединению. Главный вопрос – пути решения. Как сделать, чтобы не пострадали важные секторы экономики? Но со справедливым замечанием  Посла РФ о том, что «торговля — это еще не вся экономика. Понятно, что Кыргызстан заинтересован в восстановлении производства» не согласиться трудно.

«Задача ясна, хотя от этого менее сложной не стала. Но есть политическая воля Кыргызстана, есть понимание того, что тройка «Россия — Беларусь – Казахстан» желает видеть Кыргызстан в составе». В этой связи, новаторская работа Кыргызско-Российского Экономического Совета и бесценный опыт, которым приехали поделиться представители Торгового представительства РФ и Евразийской экономической комиссии, безусловно определят рецепты. Все это позволит найти наиболее прямой и наименее затратный путь вступления, считает Крутько.

Попытки, ошибки, перспективы…..

«Адам катасыз болбос, кол бакасыз болбос» Не бывает человека без ошибок, как не бывает озера без лягушек – заметил в своем выступлении первый докладчик форума, ответственный секретарь рабочей группы по вопросам присоединения Кыргызстана к ТС/ЕЭП Федор Черницын. Его доклад на тему «Евразийская Интеграция. История, текущее состояние и перспективы. Сотрудничество с КР» действительно ярко проиллюстрировал народную пословицу. Именно о методах проб, ошибок и опыте, извлеченном из этого, состоялся дальнейший разговор.

Логично, что на столь масштабном мероприятии Черницын изначально привлек внимание к примерам из мировой истории интеграции стран, упомянув о создании различных блоков: НАФТА, АСЕАН, АТЭС, Евросоюз, кстати сказать, попытки создания последнего, предпринимались начиная с 1963 года. Нынешние лидеры мировой экономики прошли все ступени интеграции: от создания  зоны свободной торговли, Таможенного союза и, как следствие, переход в Единое экономическое пространство, которое подразумевает согласованность политик союзных государств, в экономической сфере . Стремление глав государств бывших Союзных Республик сохранить  народно-хозяйственные связи вполне закономерно. В череде проб и ошибок, только с созданием ЕврАзЭС появилась возможность говорить о содержательном наполнении этих попыток, считает Черницын.

По мере развития экономик государств выделилась тройка: «Россия – Беларусь-Казахстан». Страны, которые оказались готовы идти по пути экономической интеграции,   основали Таможенный союз, а к 2012 году — Единое экономическое пространство. Теперь в планах выйти на заключительный этап —  создание Евразийского экономического союза,  уже к 2015 году. Проект создания ЕАЭС — попытка постсоветских республик  быть в тренде мировой экономики.  Наработанный опыт позволяет не только минимизировать риски, но и ускорить процессы. На деле темпы развития интеграции дружественных стран по сравнению с темпами того же Европейского союза поразительны.

Однако, по словам докладчика форума, «обеспечить полное функционирование ЕАЭС,  дело не только политической воли, но и громадный труд  экспертов. И говорить о стопроцентной готовности пока рано, работа идет». Образование ЕЭП потребовало принятия 17-ти базовых соглашений, речь идет о «Согласованной макроэкономической политике», и о «Единых принципах регулирования деятельности естественных монополий», о «Порядке и организации управления и развития общего рынка нефти и нефтепродуктов»,   об «Обеспечении доступа к услугам естественных монополий  в сфере электроэнергетики», о «Правилах доступа к естественным монополиям транспортировки газа». Учтен «Железнодорожный транспорт», «Единые принципы и правила конкуренции», «Предоставление промышленных субсидий», «Государственная поддержка сельского хозяйства», «Государственные закупки», «Единые принципы технического регулирования», «Единые принципы и правила регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности». Все это — слагаемые ЕЭП.

Управление столь внушительным объединением в руках наднациональной комиссии, структура которой предусматривает возможность полноценного диалога всех стран-участниц и соблюдает правила равенства. Таким органом стала Евразийская экономическая комиссия, представители которой и стали основными докладчиками форума.

Конечная цель происходящих процессов — подписание Договора о создании Евразийского экономического союза, что  немыслимо без полной реализации трех  компонентов. Первое, в Договоре будет заложена нормативно-правовая база ТС и ЕЭП. На пути создания специалистами активно применяется так называемый «метод кодификации», когда все соглашения контролируются юристами всех участвующих сторон, проводится анализ,  устраняется дублирование и происходит перенос в итоговый документ. Только после этого положения нормативно-правовой базы войдут в положения ЕАЭС. Последний аспект — это планомерное расширение договоренностей по дальнейшему развитию интеграции.

Тут у многих мало посвященных лиц от масштабности процесса возникает определенный страх. Но Евразийская экономическая комиссия совсем не закрытый организм, решения не генерирует стихийно и самостоятельно. Создано 17 отраслевых комитетов, которые в режиме живого диалога тесно сотрудничают  с представителями бизнес сообщества, таким образом, принятие окончательных мер зависит от совместных усилий.

Кыргызстан в гуще событий

Здесь логично перейти к месту Кыргызстана среди трех гигантов Россия-Беларусь-Казахстан. Естественно возникает вопрос, что дает участие Кыргызстана в ТС/ЕЭП? Ответ хоть и подразумевает множество нюансов, над которыми и ведется планомерная работа, лежит на поверхности. Не секрет, что  импорт-экспорт нашей страны идет большей частью в пределах территории СНГ. Президент Атамбаев озвучил готовность присоединения к ТС еще в 2011 году,  сделав КР  став первой страной, подавшей заявку.  А 12 октября 2012 года был утвержден план мероприятий, наметивший контуры создания, весьма весомого документа «Дорожная карта». Но, не смотря на то, что благодаря нашей республике в первую очередь и создан  документ именно он и вызывает большинство, споров и опасений в обществе. Страхи порождает неполное представление о сути документа, который в то же время постоянно на слуху.

В данный момент заложен  костяк того текста который регламентирует действия КР для вступления в Таможенный Союз. Таким образом, 9 отраслевых разделов карты обозначили нашей республике фронт работ, который необходимо одолеть для вступления в ТС/ЕЭП. В первую очередь есть необходимость пересмотра законодательства, именно внесение поправок в таможенное администрирование, речь о том, чтобы привести нормативно-правовые акты в соответствие с требованиями союза. Конечный итог —  разработка закона регулирующего таможенные правоотношения и создание единой системы таможенной службы, в том числе модернизация КПП. Адаптация законодательства актуальна и для двух следующих пунктов: техническое регулирование, и санитарные, фитосанитарные и ветеринарные меры. Кроме того предстоит оценить и оснастить испытательные лаборатории. Раздел таможенно-тарифного и нетарифного регулирования предписывает переход Кыргызстана на товарную номенклатуру внешней экономической деятельности ТС, предстоит подготовить данные по подсубпозициям по которым уровень конечных обязательств России как члена ВТО выше, чем уровень Кыргызстана в связи с желанием последнего, стать членом всемирной торговой организации. Наиболее болезненный для страны раздел карты – это защита внутреннего рынка. Транспорт и инфраструктура, финансовая и торговая политика также требуют законодательных доработок, в том числе к принятию и подписанию «Соглашения о взимании косвенных налогов при импорте-экспорте товаров». Наименее простым в исполнении эксперты считают раздел «Статистика» или организация наблюдения торговли страны с ТС. Работы предстоит действительно много и риски вырисовываются сами собой. Но как обозначилось на форуме: утверждение дорожной карты еще не означает моментального присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу. И уж тем более не решает судьбы страны раз и навсегда. Речь идет только об оценке готовности страны к вступлению, однако необходимую почву документ все-таки готовит.

Римма Киселева заведующая отделом внешней торговли и ВТО Министерства экономики с докладом о «Текущей ситуации в процессе присоединения» говорила на сухом языке цифр: «С образованием Таможенного союза экспорт из Кыргызстана снизился на 18 процентов и продолжает снижаться далее сообщила она. Кыргызстан по ее словам давно готов к интеграционным процессам, ведь «более 47 процентов импорта приходится на страны, и более 30 процентов импорта приходится на страны Таможенного союза. Самый большой удельный вес товарооборота с Россией – 27%. Из общего объема экспорта в РФ из КР 48% составляет одежда. Кроме того, мы поставляем в страны ТС лампы накаливания, электроэнергию, молочную продукцию, овощи и фрукты, живых животных», — пояснила Киселева.

Мнения участников форума сходятся по важнейшим вопросам.  Понятно, что полномасштабного присоединения республики к Евразийскому союзу ждут, хотя и не подгоняют. Настроенность на спокойный диалог, терпимость и адекватность позволяют не сомневаться в том, что процесс долгосрочный и постепенный, благодаря чему планируется, что будет проходить достаточно мягко и безболезненно.

Возможность обсудить наиболее важные аспекты и детали интеграционного процесса,  участники форума получили в рамках 4 тематических секций, прошедших параллельно: 

 

«Таможенное администрирование, таможенное и нетарифное регулирование».

Модератор секции  Олег Панкратов — советник премьер министра КР озвучил тему предстоящих дискуссий.

Нина Бебутова, начальник Департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии и Екатерина Сердюк консультант Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии раскрыли тему «Таможенного администрирования в рамках ТС/ЕЭП.

 «Техническое регулирование, санитарные, фитосанитарные и ветеринарные меры»

Модератор секции  Гульнара Ускенбаева — президент Ассоциации  поставщиков.

На тему технического регулирования заслушан доклад Ильи Новикова советника Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии. Санитарные и Фитосанитарные и ветеринарные меры в странах ТС/ЕЭП сотрудник департамента  санитарных фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии.

«Финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг)»

Модератор Андрей Залепо, директор независимого рейтингового агентства «Standart KG»

С презентацией «Денежно-кредитная и валютная политика в странах ТС/ЕЭП» выступил Зайцев Дмитрий заместитель начальника отдела Департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии.

Айгуль Жуматаева,  заместитель начальника отдела Департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии, подняла вопрос о «Страховании и рынке ценных бумаг»

«Транспорт и инфраструктура»

Модератор Рахимов Кубатбек — руководитель предприятия «ОсОО Smart Business Solutions CA».

Доклад «Состояние и развитие транспортной инфраструктуры с странах TC/ЕЭП» презентовал Дмитрий Голополосов начальник отдела Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии.

Также были подробно рассмотрены вопросы «Осуществление транспортного контроля, регулирование тарифной политики в сфере транспорта в странах» благодаря докладу Дуйсенбай Думан Тусипулы, начальника отдела Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии.

По завершении форума, состоялись бизнес-консультации и переговоры между участниками форума, представителями деловых кругов Кыргызстана и России.

Фотогаллерея:

Материалы подготовлены пресс-службой Кыргызско-Российского Экономического Совета.

Фотографии являются собственностью Кыргызско-Российского Экономического Совета.